Интересные факты из истории судоходства на реке Енисей и её притоках

История судоходства на реке Енисей и её притоках

Издавна и до первой половины 18-го века водный транспорт являлся основным видом перевозки товаров на территории Сибири. Однако после строительства Сибирского тракта подавляющая часть грузоперевозок стала осуществляться посредством гужевого транспорта. В результате, к началу 19-го века речным транспортом перевозится от 10% до 30% грузов. Взглянем на историю с самого начала.

16 век

К концу 16 века на Енисей приходят баркасы и боты поморов с  морей Северного Ледовитого океана. Это подтверждают и результаты раскопок, которые произвели в 1920-1921 годах сотрудники Красноярского краеведческого музея.

17 век

В 1607 году в Енисей по реке Турухан выходят мангазейские казаки и основывают первое на Енисее поселение – Туруханск.

В 1619 году тобольскими казаками основан Енисейск.

Летом 1628 года на 13-ти «дощаниках» и 3-х «стругах», отстроенных в Енисейске, воевода Андрей Дубенский выходит вверх по течению реки. Почти месяц они шли до Казачинского порога и примерно столько же до места, где был основан Красноярский острог.

В 1675 году южнее Красноярского поставлен Караульный острог.

18 век

На начало 18-го века енисейские посадские закупают рыбу, икру и рыбий жир в Мангазее. Далее всё продаётся в остроги. Абаканский острог был поставлен в 1707 году, а уже в 1718 году было начато строительство Саянского острога.

В 1725 году по Московскому тракту в Енисейск из Санкт-Петербурга по приказу Петра I прибыл Витус Беринг. Он поднялся по Ангаре до устья Илима (там построены суда – барки), а в 1726 году прошел волоком к Лене и далее – в Карское море.

Барки и иные суда для сплава строились в специальных местах — плотбищах. Плотбища находились в деревнях и сёлах: Подпорожное, Ладейки, Казачий луг, Стрелковская, Усть-Тунгусская.

В 18-м веке в деревне Подтёсово Абаканского острога начинается судостроение. В 20-м веке село Ладейки попало в черту Красноярска — сейчас там находится 2-ая Краснофлотская улица . Все владельцы судов в те времена платили налог — «топорные деньги».

Енисейские купцы часто использовали хлеб при торговых операциях с поставщиками. К примеру, в 1765 году в Енисейск и Мангазею поставляли хлеб 13 енисейских купцов. Грузоподъёмность барок с хлебом обычно составляла 100-1500 пудов.

Главным центром торговли в Сибири 18-го века была Енисейская ярмарка. Енисейск имел удобное расположение – между водными путями Восточной и Западной Сибири. Ярмарка проходила каждый год с 1 по 15 августа. Западносибирские купцы везли на ярмарку галантерейные и мануфактурные товары, виноградное вино и т. д. Восточносибирские везли на продажу кяхтинские товары, которые доставляли в Иркутск по Селенге и Байкалу, а далее, в Енисейск по Ангаре и Енисею.

В больших количествах на ярмарке скупалась пушнина для дальнейшего обмена в Кяхте. К примеру, в 1785 году томский купец И. Раев купил на Енисейской ярмарке пушнину на 15 тыс. рублей.

В 1730-е годы, во время навигации в Енисейск из Тобольска приходило по 20–25 купеческих судов грузоподъемностью до 2000 пудов и до 30 судов меньшей грузоподъемности из Иркутска. На Енисейскую ярмарку пушнина также поступала и с Туруханской ярмарки, которая проходила в начале июля. В 1760-е годы примерно 10-15 енисейских купцов постоянно плавали на своих судах грузоподъемностью 100-1500 пудов в Мангазею для покупки рыбы и мехов.

В 1775 году в Енисейске купец Лобанов построил и отправил в Архангельск два морских судна. Большая часть команды погибла во время плавания от цинги.

С середины 18-го века до середины 19-го с Нерчинских рудников на алтайские заводы через Енисейск поставляется свинец. Всего с 1747 по 1850 гг. с Нерчинских рудников на Алтай было поставлено более 1,6 млн. пудов свинца.

19 век

В начале 19-го века, в связи с утратой Енисейском статуса торгового центра Сибири, помимо енисейских купцов, поставками хлеба по Енисею начинают заниматься представители красноярского купечества (Кузнецов И. К., М. Коростелев, И. Попов). В Туруханский край ежегодно в первой половине 19-го века по Енисею сплавлялось от 30 до 50 тысяч пудов хлеба. Летом 1820 года в Енисейск частными торговцами были доставлены рекордные 120 тысяч пудов хлеба.

В 1820-е годы енисейские купцы каждый год отправляли до 10 судов для ловли и покупки рыбы в Туруханский край. До 1500 рублей на снаряжение одного судна. Поставляя в Туруханский край хлеб и другие товары, обратным рейсом купцы везли пушнину и рыбу.

Во времена Золотой лихорадки поставки хлеба по Енисею значительно выросли. В одном 1859 году на золотые прииски в Енисейскую губернию было доставлено примерно 2 млн. пудов хлеба; 900 тысяч из них было перевезено из Минусинска. На золотые прииски хлеб поставляли по Ангаре и Енисею и купцы из Иркутска. К 1861 году около 50 крупных хлеботорговцев занимались поставками хлеба. К 1840-м годам поставки рыбы из Туруханского края выросли более чем в три раза по сравнению с 1820-ми годами.

В 1863 году на Енисее появляется Первый пароход . Пароходу дали название «Енисей». Его построила енисейская компания «Судоходство и торговля», которая принадлежала енисейским купцам: А. Баландину, И. и А. Кытмановым, С. и А. Калашниковым, Е. и А. Грязновым. Помимо парохода «Енисей» компания владела двумя баржами. Основной деятельностью компании были поставки хлеба, перевозка из Туруханского края  рыбы и пушнины.

В 1875-1890 годах под командованием английского капитана Джозефа Виггинса из Ливерпульского торгового дома состоялись экспедиции морских пароходов «Лора Дун», «Феникс», «Стиернен», «Темза», «Орестес», «Лабрадор». В 1875 и 1876 годах из Швеции в устье Енисея приходят экспедиции Норденшельда. В 1877 году парусная шхуна «Утренняя заря» под руководством капитана Д. И. Шваненберга доставила из Енисейска в Санкт-Петербург образцы сибирских товаров.

Экспедиции Д. Виггинса, Норденшельда и «Утренней зари» финансировались золотопромышленником М. К. Сидоровым.

В 1894-1895 году генерал-лейтенант Андрей Ипполитович Вилькицкий в составе гидрографической экспедиции исследовал Енисей. По результатам работы впервые в России был опубликован атлас Енисея.

Первый пароход в Красноярске появляется 14 мая 1882 года. Пароход с названием «Москва» построили в германском городе Штетене. Пароход купил купец Н. Г. Гадалов у барона Кноппа. Через Казачинский порог пароход с использованием тросов и воротов был поднят лямщиками и далее прибыл в Красноярск.

11 июня 1882 года Красноярская городская управа выделила участок под пристань на берегу Енисея, на Воротниковском взвозе.

Пароход «Капитан Дальман» мощностью в 500 л. с. стал первым судном, преодолевшим своим ходом Казачинский порог, проложив речной путь от Енисейска до Красноярска. Состоялось это в 1884 году. С тех пор «Дальман» и «Москва» открыли регулярное грузовое и пассажирское сообщение из Енисейска в Минусинск.

В 1900 году на Енисее постоянно эксплуатировались 26 пароходов.

Название

Тип

Мощность, номинальных сил

Владелец

«Красноярец»

двухвинтовой железный

25

Черепенников

Св. Николай

двухколёсный железный

140 (500 л. с.)

Сибиряков

«Дедушка»

двухколёсный железный

100

Гадалов

"Россия"

двухколёсный железный

100

Гадалов

«Москва»

двухколёсный железный

60

Иванов

«Минусинск»

винтовой железный морского типа

25

К° Поппам

«Барнаул»

нет данных

40

Франсуа Лаббон

«Енисей»

двухколёсный с деревянным корпусом

60

Енисейская К°

«Анна»

винтовой деревянный

20

Буданцев

«Игнатий»

двухколёсный деревянный

45

Кытманов

«Абаканец»

двухвинтовой деревянный

22

Поретчин

«Храбрый»

двухвинтовой деревянный

нет данных

 Кнорре

«Лейтенант Малыгин»

двухвинтовой морского типа

140

Немчинов

Источник: Путеводитель по Великой сибирской железной дороге., Петербург, 1900 год. Издание Министерства путей сообщения.

Купцы Востротин, Кытманов, Баландин приобрели у английской морской торговой экспедиции Поппам пароходы «Гленмор» и «Скошия».

Девять казённых пароходов использовались для строительства железной дороги и расчистки Ангары. «Лейтенант Малыгин» позднее был переведён на Байкал.

Пароходы осуществляют регулярные грузопассажирские перевозки между Красноярском и Енисейском. Сообщение между Красноярском и Минусинском осуществляется только во время половодья. После спада воды суда доходят только до деревни Сорокиной. От Енисейска до устья Енисея ходят только товарно-буксирные пароходы.

По праздничным дням почти все пароходы использовались для загородных прогулок по Енисею. Вход на пароход был платным. Посетителям предлагали буфет, а путешествие сопровождалось музыкальными концертами.

20 век

В 1903 году в Казачинский порог для подъема судов был поставлен туер «Ангара». Его заменили только в 1964 году туером «Енисей».

Шесть пароходов и девять лихтеров были закуплены в Англии, Германии и Нидерландах для строительства Транссибирской железной дороги в 1905 году.

В 1905 году было создано «Срочное казенное пароходство» – первое на Енисее пароходство. Оно просуществовало до 1918 года.

Первым акционерным обществом в Красноярске стало «Акционерное общество пароходства по реке Енисей», основанное в 1907 году купцами А. И. Кытмановым (из Енисейска), Н. Н. Гадаловым (из Красноярска), В. И. Корнаковым, А. П. Кузнецовым (из Красноярска). Общество было практически монополистом на реке Енисей. Чистая прибыль общества в 1910-1911 годы превысила 90 000 руб. (13% к основному капиталу), а в годы Первой мировой войны чистая прибыль выросла до 22%.

В 1907 году в месте под названием Каратигей (сейчас город Черногорск) началась добыча каменного угля. Для перевозки угля был куплен буксирный пароход, несколько барж и проведена узкоколейная железнодорожная ветка длиной 9 вёрст до пристани на Енисее.

В 1913 году научно-исследовательская парусно-моторная яхта «Омуль» прибыла в Енисейск из устья Енисея с норвежским исследователем Арктики Фритьофом Нансеном на борту.

В 1914 году количество пароходов на Енисее возрастает до 60.

До постройки Железнодорожного и Коммунального мостов работал паром через Енисей. Деревянные плашкоуты с конца 19-го столетия до 30-х годов 20-го века обеспечивали переправу через Енисей в районе Красноярска: два плашкоута – через основное русло и два – через Абаканскую протоку. Плашкоут мог перевозить до 20 телег с грузом и лошадьми.

Советский период

В годы первой пятилетки в Игарке строится перевалочный порт. Через него на запад отправляют лес, завозят машины и оборудование для строительства.

5 февраля 1931 года создано Енисейское речное пароходство.

1 апреля 1934 года образован «Красноярский речной порт». 23 июля 1934 года в Красноярске начал работать речной трамвай.

10 августа 1935 года начато строительство Красноярского судостроительного завода. Также в Красноярске построили Судоремонтный завод и Красноярскую судоверфь.

Первым пассажирским теплоходом, появившимся на Енисее, стал теплоход «Иосиф Сталин» мощностью 800 л. с. в 1938 году. Он был построен Красноярским судоремонтным заводом и курсировал на линии «Красноярск-Дудинка» в качестве грузопассажирского судна.

После строительства Норильского горно-металлургического комбината в 1939 г. основой грузопотока, перемещаемого по Енисею, стали грузы, связанные с работой комбината.

Великая Отечественная война

В 1942 году Енисейским речным пароходством организована экспедиция из Красноярска в Новосибирск. Караван из четырёх судов вышел из Красноярска в мае 1942 года и прошел через Обь-Енисейский канал. Экспедиция продолжалась четыре месяца.

Операция «Вундерланд», организованная армией нацистской Германии летом 1942 года, имела цель парализовать перевозки грузов по Северному морскому пути.  

25 августа линкор «Адмирал Шеер», обстреляв, затопил ледокольный пароход «Александр Сибиряков». А 27 августа обстрелял порт Диксона, произведя 450 орудийных выстрелов.

После операции «Вундерланд» были организованы операции «Вундерланд-2», «Морской узел» и другие.

9 мая 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР весь речной транспорт СССР переведён на режим военного положения.

В 1944 году Ильина Марина Николаевна стала первой женщиной-капитаном Енисейского пароходства.

После войны

1948 год – создание «Арктической экспедиции специальных морских проводок речных судов» – подразделения при Министерстве речного флота. Северным морским путём речные суда перевозятся из стран Европы. Впервые большой перегон речных судов на Енисей по Северному морскому пути состоялся в 1948 году . С 1948 по 1973 год количество единиц самоходного флота Енисейского пароходства выросло с 80 до 500.

«Енисейский речной порт» создали в январе 1975 года путём слияния пристаней «Маклаково» и «Енисейск». Порт создали для обслуживания Норильского горно-металлургического комбината.

В 1978 году по Енисею начинают осуществляться туристические круизы после того, как в Австрии по спецзаказу закончено строительство 4-палубного круизного теплохода «Антон Чехов».

14 апреля 1994 года «Енисейское речное пароходство» прошло процесс акционирования.

21 век

Начало освоения группы крупных нефтегазовых месторождений северо-востока Западно-Сибирской низменности: Лодочное, Ванкорское, Тагульское и Сузунское.

Речной транспорт по-прежнему является основным способом доставки грузов и оборудования. По Енисею суда доходят до реки Большая Хета. По Большой Хете могут ходить только низкосидящие судна и лишь одну неделю в июне. Доставляются грузы обычно большими партиями до 35 000 тонн.

Второй путь лежит через базу «Прилуки», которая принадлежит компании «Ванкорнефть». База «Прилуки» находится в 12 км. от Игарки.